Уход за волосами и парики
Красота и уход за телом — вот то, что объединяет нас с древними египтянами. Так же, как для нас сегодня, уход за волосами являлся серьезной проблемой для древних египтян. Тысячи лет тому назад их беспокоили облысение, выпадение волос и седина. Подобно современным взглядам, древние египтяне связывали здоровые, роскошные волосы с юностью, сексуальностью и сексуальным влечением.
Египетские прически различны в зависимости от возраста. Подтверждением этого являются найденные парики, надписи и рисунки на могилах, скульптуры. В Старом Королевстве как мужчины, так и женщины в большинстве коротко стриглись, хотя и имели различные прически. Молодые девочки, как и сегодня, как правило, более заинтересованные в модных прическах, носили короткие волосы, а иногда завязывали «конский хвостик», спадающий по спине. Конец хвоста или закручивался естественно, или его подкручивали. «Конский хвост» мог быть на конце украшен орнаментом или металлической пластинкой. Волосы также являлись популярным местом для украшений и амулетов; мелких рыб, в частности, прикрепляли к детским волосам, возможно, для защиты от опасностей Нила.
Ко времени Нового Королевства прически стали более изощренными. Мужчины и женщины стали носить более длинные волосы. Для украшения женских волос использовались цветы и ленты. Одной из популярных причесок женщин Верхнего Египта была тщательно обритая голова, за исключением нескольких вьющихся пучков волос, прическа, которую носили Нубийские женщины и которая до сих пор ассоциируется с этой этнической группой.
Для детей была особенная прическа. Голову брили полностью, оставляя одну длинную прядь на левой стороне головы, так называемый «завиток (sidelock) молодежи». Это прядь в форме буквы «s» служила в качестве иероглифического символа для детей и молодежи. Этот стиль носили как девочки, так и мальчики до наступления половой зрелости.
Один из примеров этого стиля можно увидеть в образе бога Харпократеса, который изображен с отличительным завитком, его палец на губах, египетский жест, определяющий особенную молодежь, был неправильно понят греческими интерпретаторами, которые приняли его за молчание и тайну. Завиток также можно видеть в многочисленных изображениях дочерей Ахенатон и Нефертити, по их прическам можно было проследить смену их возраста.
Эта прическа являлась общепринятой, указывающей только на возраст. Вместе с тем, среди некоторых современных племен африканских групп еще используются прически для разных других трактовок. Даже сегодня в традиционных африканских обществах определенная прическа может использоваться, чтобы сделать социальное объявление. Некоторые прически, например, зарезервированы для замужних женщин или женщин, которые воспитывают сыновей. Головы маленьких детей зачастую обриты с одним или несколькими пучками волос, подобно египетским завиткам. Пучок волос посвящен святому, и место на голове, где оставлен пучок, указывает, какой святой был призван для защиты ребенка. Можно буквально прочитать тревоги родителей на голове ребенка.
Очень немногое в древнем Египте кажется случайным или по крайней мере плохо обдуманным; прически также могли интерпретироваться для политического значения. Биография Джойс Тилдеслей, «Нефертити: Королева Солнца Египта» (Книги Викинга, 1999) анализирует разнообразие причесок королевы, и как они указывают на перемену ее политической роли.
Иногда египетские мужчины и женщины сохраняли свои собственные волосы; но довольно часто — нет. Парики и наращивания волос были чрезвычайно популярны. Иногда парики были помещены поверх своих собственных волос: на скульптурах и картинах часто просматриваются реальные волосы из-под ложных.
Полное удаление волос со всего тела было характерно как для мужчин, так и женщин Древнего Египта. Многие мужчины и женщины также предпочитали брить головы, заменяя естественные волосы париком. Священники, которые придерживались строгих кодексов чистоты, часто изображаются с совершенно лысыми головами. Исходя из того, что древние изображения рассказывают нам, несмотря на то, что египетские женщины брили головы, обычно они не ходили с бритыми головами, а обязательно носили парик. Бритье головы, возможно, служило множеству задач: удаление своих собственных волос могло быть более удобным в жарком Египетском климате; возможно, было легче поддерживать чистоту, и, безусловно, легче избежать вшей. Парики, возможно, были более уместны, когда волосы острижены, но стричься налысо, как представляется, для египетских женщин не было популярно. Хотя, конечно, какие были предпочтения в те или иные времена может оставаться вечной загадкой. Кроме того парики, по всей видимости, передавали чувственные оттенки, что часто упоминается в египетской романтической поэзии.
Парики были популярны среди высших и средних классов, более богатые, возможно, имели больший выбор париков. Цех по производству париков был обнаружен при осмотре Храма короля Ментухотепа в Дейр-эль-Бахри. Парики делались парикмахерами или специалистами париков, — одна из профессий, открытых для Египетских женщин. Поскольку парики также считались необходимыми для загробной жизни, они были захоронены в могилах, некоторые из которых находились в специализированных сундуках для париков. Немало париков сохранилось, в частности, из Нового Королевства.
Парики различались качеством (и, предположительно, ценой). Лучшие парики были сделаны исключительно из человеческого волоса. Другие, по-видимому, в середине ценового диапазона, делались из растительного волокна, переплетенного с волосами. Как представляется, самые дешевые парики, и, безусловно, наименее реалистичные, были сделаны полностью из растительных волокон. Хотя парики, изображенные в художественных работах, распознаваемы, но выглядят они всегда естественно. Идеал для хорошего парика — быть как реальные волосы, только лучше.
Уходу за естественными волосами на голове придавалось серьезное значение. Мы знаем, что египтяне чистили свои волосы, хотя мы не знаем, с какой частотой. Гребни для волос появляются среди ранних серьезных товаров, даже в пред-династические времена. Были найдены односторонние и двухсторонние гребенки, изготовленные из дерева или кости. Также было множество живительных средств, используемых для предотвращения облысения и седины, которые воспринимались как признаки старения, являющиеся серьезной проблемой. Как и мы, египтяне стремились сохранить молодость или, по крайней мере, молодой вид как можно дольше.
В египетских художественных работах неизменно изображены блестящие черные волосы. Другой цвет ассоциировался с иностранцем. (Азиатские люди, в частности, обычно изображались с волосами на лице и непослушными коричневатыми волосами на главе, возможно, чтобы показать, как мало они соответствовали Египетским идеалам красоты.)
Конечно, это не означает, что все в Египет обладали идеальным как вороново крыло черным волосом, но, безусловно, указывает на их представление о том, что значит быть красивым, как «красивые» должны выглядеть. И, конечно же, медицинские папирусы содержали несколько формул, чтобы сохранить черный цвет и избежать седины. Мазь, сделанная от отжатого сока ягод можжевельника использовалась, чтобы затемнить волосы. Коричневый порошок, обнаруженный на вышеупомянутой фабрике париков, как полагают, являлся красителем для волос.
Кто знает? Это, возможно, даже было одним из стимулов для ношения париков. Возможно, египтяне считали, что если ваши волосы не были достаточно черны, достаточно толсты или достаточно густы, то хороший парик был предпочтительнее естественных волос.
Однако, египтяне не ждали надвигающееся облысение. Было много рекомендаций для стимулирования роста волос. Для этого применялись нарезанные листья салата. (Вне любых терапевтических эффектов, был он получен или нет, салат был также связан с Мин, Египетским богом мужества.)
Еще одна формула на самом деле совершенно аналогична используемой в современной ароматерапии. Смола пихты использовалась для массажа головы для стимулирования роста волос. Маловероятно, что средний человек способен воспроизвести старую Египетскую формулу точно. Это объясняется тем, что на протяжении веков методы извлечения ароматических материалов изменились. Современные ароматические материалы, как правило, получаются с помощью паровой дистилляции, а этот процесс до начала 10 века н.э. обычно не использовался. Египтяне извлекали ароматические вещества с использованием ручных методов, таким образом, они использовали непосредственно смолу пихты или делали заварку (сильного чай) из хвои. Если Вы не являетесь владельцем фермы новогодних елей или участка с пихтами, то маловероятно, что вы имеете свободный доступ к чистой смоле. Современная ароматерапия по-прежнему использует масло пихты, но в настоящее время его получают путем дистилляции (перегона) масла из хвои и молодых веток. Хотя пихта используется как в парфюмерии, так и в терапии, в настоящее время её использование более вероятно при респираторных заболеваниях.
Масло розмарина является современной составляющей средств для стимулирования роста волос. Розмарин — обычное средиземноморское растение, и, вполне возможно, было знакомо некоторым египетским врачам, хотя существует мало доказательств его использования. Интересно, что розмарин в настоящее время также используется для легкого затемнения волос.
Следующая формула может быть использована для стимулирования роста волос или просто для улучшения структуры и внешнего вида волос. Миндальное и касторовое масла были одними из растительных масел, используемых в Египте. Касторовое масло часто использовалось для стимулирования роста волос, но оно имеет очень вязкую структуру. Смешение его со сладким миндальным маслом позволяет улучшить аромат и внести в него гладкость и легкость. Однако, если вы хотите воспроизвести немного «липкое» свойство смолы первоначальной формулы, уменьшите количество миндального масла и удвойте долю касторового.
Попробуйте масло пихты, если вы хотите вернуть сущность (или, по крайней мере, аромат) первоначальной египетские формулы. Если вы современным исследованиям доверяете больше, используйте масло розмарина. Кроме того, можно объединить два эфирных масла, однако нужно использовать не более 10 капель, независимо от того, применяются одно или два масла. Кроме того, масло розмарина не должны использовать беременные, страдающие повышенным кровяным давлением, или подверженные нервному расстройству. Обычно масло из пихты считается мягким, однако, если у вас очень чувствительная кожа, вы можете обнаружить раздражение на высокую концентрацию, и в этом случае применение капель должно быть меньше или больше основного масла. Оба масла являются антисептическим и тонизирующим.